вторник, 10 ноября 2009 г.

Via ferrata (железная дорога).

На этой неделе даже невысокая Жура покрылась снегом. Это значит - наступила Зима...
      А неделю назад мы еще ходили в горы.
      А еще раньше мы с Мишей смотрели фильм о покорении 4-тысячников в Альпах. На пути к очередному 4-тысячнику покорители вершин останавливались в Refuge du Couvercle ("Убежище-крышка"): домик, на который навалился огромный камень. Камень, как крышка от гигантской кастрюли, укрывает убежище от непогоды. На меня Refuge du Couvercle произвел неизгладимое впечатление, и его посещение стало моей мечтой. Однако взбираться туда надо по железным лестницам, вмонтированным в скалу, весело распевая "...трепал нам кудри ветер высоты, и целовали облака, слегка".

Словом, в то воскресенье на мою мечту не посягали. Миша объявил в меню этого дня Белую вершину (Pointe Blanche) и пик Жалувр (Pic de Jallouvre). В описании маршрута значится проход по "железной дороге" (Via Ferrata), что, видимо, означает эти самые железные "ступеньки" (скобки) в скале.

Оказалось, via ferrata бывают разные, их даже различают по степени сложности. Эта - совсем не простая: на нее нужно идти с "системой", чтобы пристегиваться к "перилам" (тросам), иногда бывают прогибы, или провисы, когда угол подъема - больше 90-та градусов.

Миша сказал, что женщины почему-то в такие моменты очень пугаются. Свисающие с виа ферраты испуганные женщины - зрелище, должно быть, не для слабонервных.
      Рассказав все это, Миша вряд ли мог ожидать, что я помчусь в прокат за каской и системой. Поэтому он предложил разделиться: часть группы пойдет на Via Ferrata du Jallouvre и вряд ли еще куда-нибудь успеет, вторая часть охватит обе вершины. Для нас Миша набил рюкзак веревками и захватил ледоруб. Может, надо было идти на Феррату?

Итак, мы проводили "железнодорожников" (в их числе - дебютанты Антон и О.Зенин), а сами отъехали на другую парковку, на 200 метров правее. Не выдержав расставания, первая группа присоединилась к нам через несколько минут. Оказалось, они не нашли в том месте вход на Феррату и пошли искать его правее, как было нарисовано на карте, которая висела на парковке.

Мы стали подниматься и наблюдать внизу одинокую группу, бродящую по горному серпантину в поисках входа на via ferrata. Навстречу нам попался матерый рандонер, с бородой и в повидавших горные виды штанах, который рассказал, что вход на via ferrata все-таки был слева. Мы стали кричать, что есть силы, тем, кто остался внизу, чтобы они шли обратно. Недоверчиво постояв на месте, группа в касках и системах все-таки пошла снова вниз по серпантину. Пока что их путь тянул только на via asfaltata.
      Видимо, беспечные французы просто взяли стенд с картой с одной парковки и перенесли его на другую, правее. Вход на via ferrata теперь начинается прямо за стендом, но карта осталась старой и отсылает всех направо.
      Мы тоже, поддавшись искушению взять правее, чуть-чуть промахнулись и теперь перебирались налево, в ложбину. Наш путь пролегал козлиными тропками и получил название via chevrata ("козлиная дорога", изобретенная нами от французского "chèvre" - "коза").

Дальше via chevrata перешла в гладкие камни, по которым Миша велит ходить, полагаясь на силу трения. Сила трения является только тем, кто в нее верит. Переубедить Фому неверующего в моем лице она даже не пыталась.
      Большие гладкие камни измельчали и превратились в сыпуху - крошечную гальку, на которой, чем увереннее пытаешься встать, тем быстрее и дальше едешь вниз. Вот почему Миша выдал каждому по палке для рандонэ! Я думала, он стал поклонником доктора Хауса. Но нет - это такая техника хождения по сыпухе. Чтобы опираться на палку, надо идти на своих двоих. У меня другая техника: медленно ползу на всех четырех, тщетно цепляясь за маленькие катящиеся вниз камешки.

Впрочем, это даже хорошо, что я сильно не разгонялась. Когда после сыпухи выползаешь на гребень Arête des Bouquetins, можно нечаянно передней половиной провалиться в деревню по другую сторону горы - вот такой этот гребень узкий. Если оторвать взгляд от земли, то по одну сторону гребня можно наблюдать заснеженный массив Мон-Блан, по другую - угадать в дымке Женевское озеро. На узкой тропе стоят сами bouquetins, в честь которых назван гребень, - "каменные бараны", как я потом узнала из словаря. Я бы, пожалуй, не решилась их сдвинуть, чтобы пройти на вершину. А вот Миша не побоялся "дать по жопе палкой" рогатым чудовищам. Бараны увернулись и грациозно поскакали по сыпухе в пропасть. Ну я точно не из этой балетной школы, идти вниз отказываюсь.

Поэтому мы пошли вверх, на Pic du Jallouvre, в надежде увидеть via ferrata и, если повезет, оранжевую каску О.Зенина, по которому Миша очень скучал в этом походе. Крест на вершине сообщал не высоту, как обычно, а имя того, кому однажды не повезло. Via ferrata отсюда не видно, пронизывающий ветер, стоит открыть рот, оказывается в желудке раньше, чем бутерброд - унылое местечко. Мы попытались подобраться к via ferrata по какому-то гребню, но Миша, к моей великой радости, отсоветовал это делать без страховки. Диму удалось стащить с гребня только обещанием экипироваться и в следующий раз пройти все: и via ferrata, и Pointe Blanche, и Pic du Jallouvre.

После этого мы вернулись на Бараний гребень и пошли на другую вершину - Белую. Миша обещал, что с другой стороны есть нормальный спуск, поэтому я ползла на Pointe Blanche с надеждой. И действительно, взгрустнув под очередным крестом на Белой горе, мы начали довольно приятно спускаться по травке. Порой травка коварно выскальзывала из-под ног и оборачивалась сыпухой, а местами приходилось полировать большие гладкие камни всеми частями тела в поисках силы трения. Миша еще грозил 30-ю метрами какого-то очень сложного спуска, где он рассчитывал использовать заготовленные альпинистские веревки, однако нам повезло: сложный спуск заключался, видимо, в полировке гладких камней.

Миша, владеющий всеми техниками хождения по горам и крепко верующий в силу трения, спускался гораздо быстрее, чтобы потом всячески нас подбадривать снизу. Когда я упала, он объявил, что "быстро поднятое упавшим не считается". "Быстро поднятому" пришлось не жаловаться и хныкать, а идти дальше. Один раз мы увидели, а может просто почувствовали, что он достал из рюкзака батончики из мюслей. С криками "Миша, подожди нас!" мы скатились с горы раньше, чем Миша раскрыл обертку. С силой трения не сложилось, а вот в силу десерта я верю.

В тот вечер мы спустились с гор так неприлично рано, что Мишин фонарик нам не понадобился. Группа с via ferrata, полная впечатлений, тоже только что пришла. Миша получил обратно живого-здорового О.Зенина, каску и систему. И жили они все вместе долго и счастливо... ой, это уже из другой сказки.;-)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...